Мы попросили нашего нового сотрудника, в первую неделю работы, написать небольшой текст о ее впечатлениях от учебного процесса в нашей школе. У Патимат была возможность наблюдать учебный процесс в обычной государственной школе и нам было важно увидеть сравнение двух подходов к обучению детей. Этим сравнением мы и хотим поделиться с Вами.
Наблюдение за детьми в средней общеобразовательной школе и детском центре Монтессори
Мое наблюдение было сосредоточено на таких аспектах, как внешний вид детей, их эмоциональное состояние и взаимодействие с окружающей средой. Дети в общеобразовательной школе выглядели пассивными и отстраненными. У многих был "пустой" взгляд, что указывало на отсутствие эмоциональной вовлеченности в происходящее. Казалось, их мало интересовали занятия и окружающая обстановка. Эмоциональное состояние учеников характеризовалось усталостью и апатией. На лицах многих было заметно нетерпение, словно они ожидали окончания учебного дня как освобождения. Такие наблюдения подтверждаются их поведением: учащиеся часто поглядывали на часы или отвлекались на посторонние вещи. Ощущение "запертости" и однообразия среды, в которой они находились, вероятно, усиливало их желание поскорее выйти за пределы школы.
Для сравнения, в детском центре Монтессори обстановка и поведение детей были совершенно иными. Дети выглядели расслабленными, но при этом сосредоточенными на своих действиях. Их внешний вид свидетельствовал о более высоком уровне самоорганизации: каждый ребенок был занят делом, которое вызывало у него интерес. Эмоциональное состояние детей в центре Монтессори можно описать как гармоничное. Они демонстрировали заинтересованность в окружающей среде, активно взаимодействовали с материалами, выполняли задания в индивидуальном темпе и проявляли самостоятельность. Образовательная среда способствовала ощущению свободы и уважения к их личности, что положительно влияло на их самоощущение. Сравнивая эти две обстановки, я заметила резкий контраст в эмоциональном состоянии и мотивации детей. В традиционной школе доминировало чувство подавленности и формальности, в то время как в Монтессори-среде дети были активными участниками своего обучения, что способствовало их внутреннему равновесию и радости. Среда играет ключевую роль в формировании эмоционального и интеллектуального состояния ребенка, что подчеркивается этим наблюдением.
Курбанова Патимат
Рамазан-Гаджиевна
ассистент педагога